Продолжаем спец.рубрику #минуткаклассики и тему алгебры и гармонии.
Знаменитый математик Давид Гильберт сказал об одном из своих учеников: "А, такой-то? Он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения..."
Сегодня предлагаю насладиться созерцанием* математической красоты через музыку Арво Пярта. (*к сожалению, мне неизвестно слово аналогичное "созерцанию", когда речь идёт о слушании). Сочинение "Tabula rasa" состоит из двух частей "Ludus" (игра) и "Silentium" (тишина), которые буквально сконструированы по четким правилам.
Вашему вниманию предлагается вторая часть. В её основе лежит музыкальное представление синусоиды с возрастающей амплитудой и частотой (или же спирали) - мелодия совершает "расходящиеся колебания" от основного тона: сначала на ступень вверх, потом на две вниз, на три вверх - на четыре вниз и т.д. Эта мелодия одновременно проводится в трёх голосах - у виолончелей в изначальном виде, у первых скрипок в увеличении "х2" и у первой сольной скрипки в увеличении "х3" (про увеличение см. предыдущий выпуск рубрики). Таким образом три волны соединяются вместе, создавая в каждый момент времени картину, на вид случайную, а по факту - жестко предопределённую. Произведение написано в технике tintinnabuli (колокольчики), разработанной Пяртом - плавное движение "М-голоса" (в нашем случае это те самые расходящиеся волны) поддерживается "Т-голосом", являющегося движением по звукам трезвучия, тех самых "колокольчиков". В "Silentium" эту роль берут на себя альты и вторые скрипки из оркестра и вторая сольная скрипка. Картину довершает колокольное звучание препарированного специальным образом рояля, отмечающего моменты, когда основная мелодия завершает очередной "период колебания" и начинает новый.
А в целом получается картина с непередаваемыми ощущениями. То ли ты находишься в космосе среди бесчисленных звезд, то ли ныряешь в глубину океана и видишь сверху пробивающийся сквозь толщу воды солнечный свет, а внизу - тёмную бездну... Ощущение вечности вокруг себя - одновременно пульсирующей и неизменной.
Завершение этой красоты напоминет мне пьесу Ионеско "Король умирает", где смерть человека представлена постепенным исчезновением всей вселенной вокруг него. Все мелодические линии одна за другой уходят в "нижнюю бездну". Остаётся лишь тишина.
-----
P.S. Это произведение можно будет услышать 15 мая в Мальтийской капелле в исполнении любимого "Дивертисмента"